История Академии
История и современность Коми республиканской академии государственной службы и управления
Постановлением Совета министров Коми ССР от 09.03.1992 № 112 «Об организации подготовки государственных служащих, руководящих работников и специалистов рыночной экономики в Коми АССР» был утверждён Устав Коми республиканского межотраслевого кадрового центра и механизм его функционирования. Начав с нуля, за пять лет коллектив Центра сделал фактически невозможное. Прямым результатом их деятельности стало появление в республиканских и муниципальных органах власти управленцев нового поколения — компетентных в вопросах экономики и права, подготовленных в области психологии делового общения, умеющих видеть и решать конкретные вопросы. Дальнейшим этапом становления кадрового потенциала республики стало преобразование кадрового центра. Он превратился в образовательную структуру, готовящую специалистов нового типа по широкому спектру специальностей и специализаций, с современной материально-технической базой, что позволило реформировать его Указом Главы Республики Коми от 18.04.1996 № 107 в Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми.
Первым ректором академии стал кандидат философских наук Валентина Николаевна Котельникова, ранее возглавлявшая Коми кадровый центр. На академию были возложены функции подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала государственной службы, а также функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического обеспечения государственной службы в Республике Коми. Те специализации, которые предлагала академия, не имел никакой другой вуз Республики Коми: «Управление персоналом в системе госслужбы», «Административное управление», «Государственное регулирование экономики», «Государственная служба», «Муниципальное управление». Академия вела и научную деятельность в области подготовки управленческих кадров. Была разработана научная тема «Кадровая политика и эффективность государственного управления (на примере субъекта федерации)».
В 1998 г. академия получила лицензию на издательскую деятельность. С этого времени начали издаваться учебные и методические пособия, сборники материалов ежегодных конференций «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере», сборники статей «Становление и развитие системы управления в России», «Актуальные вопросы местного самоуправления», «Правовая система как элемент устойчивого развития субъекта РФ», научный журнал «Вестник КРАГСиУ» в сериях «Государство и право», «Теория и практика управления» и другие издания.
В 2002 году эстафету подхватил новый ректор — доктор политических наук, профессор Валерий Владимирович Грибанов. По приглашению Главы Республики Коми В. В. Торлопова он прибыл в Сыктывкар из Санкт-Петербурга, где занимал должность проректора по региональным программам Северо-Западной академии государственной службы. Главными задачами для него стали укомплектование штатными преподавателями учебного заведения и качественное обеспечение учебного процесса. Обучение в академии велось по четырём программам высшего образования, три из которых можно было получить только в КРАГСиУ: «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Документоведение и документационное обеспечение управления». А такая специальность как «Юриспруденция» в академии была представлена несколько иначе, чем в других вузах. Специализация «Государственное право» — совершенно уникальная для республики. Юристы-«государственники» всегда были и будут востребованы в органах республиканской и муниципальной власти. Потребность в таких специалистах и сегодня чрезвычайно высока.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.03.2003 в КРАГСиУ была открыта аспирантура по специальностям: «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные политические процессы и технологии», «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика». Следующей ступенькой в карьерной лестнице академии стало её преобразование в автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 09.09.2008 № 233.
Академия ведёт подготовку по своим традиционным направлениям подготовки «Документоведение и архивоведение», «Управление персоналом», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», а также по программам дополнительного и послевузовского профессионального образования (аспирантура). Наиболее востребованы программы профессиональной переподготовки «Муниципальный менеджмент», «Кадровый менеджмент», «Юриспруденция», «Нормативное правовое обеспечение деятельности государственной службы», «Управление персоналом» и др. Актуальными стали курсы повышения квалификации по программам: «Документационное обеспечение государственного управления», «Судебное делопроизводство», «Государственная гражданская служба в Российской Федерации», «Государственное управление и государственная служба», «Теоретические аспекты российской правовой системы», «Государственная гражданская служба в органах судебной системы», «Организация деятельности избирательных комиссий Республики Коми» и другие.
Образовательный процесс в академии реализуется на восьми кафедрах юридического факультета и факультета управления, где трудятся доктора политических и исторических наук, кандидаты экономических, филологических, философских, исторических наук, профессоры и доценты, практики, молодые и перспективные научно-педагогические кадры.
В академии действует студенческий совет, который координирует не только учебную деятельность, но и является организатором творческих мероприятий. Студенты активно участвуют в конференциях регионального и всероссийского уровня, где занимают призовые места, а также в спортивных мероприятиях республики. У академии есть своя футбольная команда и команда по пейнтболу.
9 сентября 2008 года Постановлением Правительства Республики Коми академия была преобразована в автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления».
В академии с 2008 года реализуется социальный проект «Создание центров скорой юридической помощи». Успешно действует «Юридическая клиника», в которой работают студенты четвертого и пятого курсов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Деятельность клиники предполагает ведение приёма граждан, оказание консультативных услуг, составление процессуальных документов, представительство в судах. Кроме того, студенты, участвующие в работе клиники, занимаются правовым просвещением граждан.
1 марта 2011 года Глава Республики Коми В.М. Гайзер представил академии нового ректора – Нестерову Нину Александровну, и поставил перед академией новые задачи: усиление работы в подготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих, а также повышение роли в реализации административной реформы и проекта «электронное правительство», которые без сомнения будут решены.
В рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (2000−2014 гг.) в академии создан Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления. Основными задачами Центра являются организация непрерывного процесса подготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления, а также оказание методической, консультативной и информационной поддержки органам местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления в вопросах развития местного самоуправления.
В 2011 году при академии создана и успешно работает Межрегиональная лаборатория информационной поддержки функционирования финно-угорских языков, которая выполняет разработку уникального продукта — Корпуса коми языка. Это колоссальный труд и великое достижение, объединившее современные информационно-коммуникационных технологии с областью национальной филологии и истории языка как части культуры Коми. Создаваемая система способна стать инструментом сохранения культурного наследия любой национальной республики России. Более того, на его основе в дальнейшем будет реализован проект online-переводчика с коми на русский и иные языки.
В 2012 году разработана Программа стратегического развития академии на период до 2020 года, в которой определены ключевые направления развития вуза.
27 мая 2014 года академия открыла уникальный проект для Республики Коми — Лабораторию по исследованию кадрового потенциала. С её помощью работодатели региона подбирают для себя квалифицированных специалистов, в том числе и из числа выпускников академии. Невероятно востребован и проект по профориентации старшеклассников, заключающаяся в оценке их профессионального потенциала, личностных особенностей, интересов и способностей. В 2015 году Лаборатория стала победителем во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России».
С декабря 2014 года при академии работает Центр инноваций социальной сферы Республики Коми. Задача центра — развитие социального предпринимательства на территориях муниципальных образований Республики Коми с участием некоммерческих организаций, предпринимательского сообщества в решении проблем социальной сферы. ЦИСС призван оказать масштабную консультативную поддержку силами своих специалистов, а также привлеченных федеральных экспертов.
15 марта 2016 года Министерством образования и молодежной политики Республики Коми ректором Коми республиканской академии госслужбы и управления назначен Игорь Владимирович Минин.
Вся трудовая деятельность И. В. Минина связана с системой образования, а в академию он пришел, покинув пост заместителя Министра образования Республики Коми.
Сейчас академия — профильный вуз, уверенно занимающий свою нишу в системе высшего образования Республики Коми и Северо-Запада России.
В академии, благодаря высококвалифицированному преподавательскому составу и современной материально-технической базе, готовят грамотных специалистов в области управления и права. Высокий уровень знаний также обеспечивается благодаря библиотеке, укомплектованной в соответствии с лицензионными требованиями, с уникальным собранием научной и учебной литературы России и международных издательств, а также электронной образовательной системой Moodle. Занятия в академии проводятся в мультимедийных аудиториях и современных компьютерных классах.
В распоряжении студентов есть и многофункциональный спортивный зал, включающий активные зоны для фитнеса, кардионагрузок и игры в настольный теннис. Общежитие академии учитывает все стороны жизни современного активного студента. В свободное от учебы время студенты академии активно участвуют в общественной и спортивной жизни. Здесь развито волонтерское движение, действуют поисковый отряд и этноклуб. Свои творческие силы студенты пробуют в вокальной студии, на фотокурсах знакомятся с принципами и жанрами художественной фотографии под руководством известного профессионального фотографа. Занятия проходят и в современной фотостудии, и на выездных мероприятиях. Быть в хорошей физической форме студентам помогают различные спортивные секции. В танцевальной секции учащиеся изучают различные направления современного танца, выступают на праздничных концертах, городских мероприятиях и фестивалях.
Татьяна Александровна Федорова – доктор экономических наук, доцент. Стаж преподавательской деятельности – 21 год. Долгое время работала в Тульском государственном университете, начав с должности ассистента, затем доцента и профессора. В течение восьми лет была руководителем АНО ВО «Восточно-Европейский институт экономики, управления и права» (г. Тула), также занимала должность проректора по научной работе в ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «Тульский университет (ТИЭИ)».
Татьяна Александровна имеет два высших образования по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», квалификация — инженер–экономист и «Юриспруденция», квалификация — юрист. В 2000 году Федорова Т.А. прошла профессиональную переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова по программе «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности», специализация — «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)».
Под руководством Федоровой Татьяны Александровны выполнено и защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук, она является руководителем выпускных квалификационных работ по специальности «Финансы и кредит». Татьяной Александровной опубликовано 7 учебных пособий (в т.ч. 2 с грифом УМО), 3 монографии, более 50 научных статей, 20 научно–методических работ, защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему «Исследование организационно-экономических вопросов управления финансовым оздоровлением машиностроительных предприятий», а также докторская диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему «Формирование рыночной стоимости инновационно активного предприятия», которую она защитила в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Федорова Т.А. несколько лет руководила Региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» в Тульской области, была координатором федерального партийного проекта «Кадровый резерв–Профессиональная команда страны» по Тульской области. Татьяна Александровна является Членом Аудиторской Палаты России – аттестованным аудитором, членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» – аттестованным оценщиком. В 2007 году была избрана членом-корреспондентом Российской Академии Естествознания по Тульскому региональному научному центру, в 2011 году – действительным членом. В 2011 году этой академией присвоено почетное звание – Заслуженный деятель науки и образования.
2 февраля 2017 года приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми Федорова Татьяна Александровна была назначена и.о. ректора Коми республиканской академии государственной службы и управления.
4 июля 2017 года приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми Федорова Татьяна Александровна была назначена ректором Коми республиканской академии государственной службы и управления.
29 декабря 2018 года исполняющим обязанности ректора Коми республиканской академии государственной службы и управления был назначен Эмексузян Аркадий Рубикович.