Внутривузовская система обеспечения качества образования
Внутривузовская система обеспечения качества образования
Основным фактором обеспечения устойчивого развития государства является кадровый потенциал, формирование и развитие которого осуществляется главным образом в рамках системы образования. Следовательно, качество образования определяет состояние и перспективы развития общества.
Понятие «качество» трактуется нами как мера полезности, следовательно, понятие «качество образования» выражает степень удовлетворения потребности людей в образовании. Мы принимаем содержащееся в серии международных стандартов ИСО 9000 понятие «качество» как степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям к нему предъявляемым, поэтому в создаваемую систему управления качеством предоставления образовательных услуг мы заложили основные положения Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке. Функционирование системы менеджмента качества, таким образом, осуществляется как гарантия стабильности качества произведенных продуктов или оказанных услуг. Продукцией в сфере образования понимается порождаемый учебным процессом прирост образованности выпускников.
Разработанная в академии модель управления качеством подготовки специалистов опирается на понимание обучения как получение систематизированных знаний и приобретение соответствующих умений. Следовательно, осуществляемый в рамках обучения образовательный процесс сопровождается воспитанием – планомерным воздействием на умственное и физическое развитие обучающихся, формированием их морального облика через привитие им необходимых правил поведения, а также развитием – закономерным изменением, переходом из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Таким образом, качество образования есть интегрированная характеристика степени ценности свойств обучения, воспитания и развития.
Качество предоставления образовательных услуг обеспечивается системой следующих показателей:
1. Требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
2. Требованиями показателей государственной аккредитации и лицензирования;
3. Требованиями Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве ENQA, положений стандартов ИСО серии 9000, рекомендаций Типовой модели системы качества вуза, модели совершенства EFQM;
4. Требованиями локальных актов академии (положений, инструкций, и др.).
Основными локальными актами академии в области обеспечения качества образования являются: Стратегическая программа развития на период до 2020 г., Политика в области качества, Концепция управления качеством образования, Концепция воспитательной работы, Положение о системе контроля качества обучения, Положение о внутреннем аудите и др.
Систему контрольных процедур и контрольно-оценочных мероприятий при оценке качества образования согласно Положению о системе контроля качества обучения составляют:
1. Анализ мотивационных ориентаций абитуриентов и студентов.
2. Диагностики готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе.
3. Диагностики уровня знаний студентов первого курса.
4. Текущий контроль и система аттестации студентов.
5. Промежуточный контроль в соответствии с графиком зачётно-экзаменационных сессий.
6. Рубежный (ректорский) контроль (в том числе в форме независимой оценки качества знаний студентов при участии в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования).
7. Итоговая государственная аттестация.
В результате реализации концепции ожидается создание, внедрение, эффективное функционирование и обеспечение системы управления качеством в целях повышения качества уровня образовательных услуг, оказываемых академией и достижения конкретных результатов по профессиональной компетентности выпускников академии, их востребованности на рынке труда.